ВЕЛИКИЙ ПОСТ Вечер воскресный, 21-го февраля 1954 года
Приближается Великий Пост. Сегодня неделя о блудном сыне. Через две недели начнутся великопостные дни.
Со дней нашей юности сколько трогательных воспоминаний связано с этими святыми днями!
Сколько высоких, святых чувств ожидает нас верующих!
Лишь бы не быть нам равнодушными, холодными и окаменелыми… Вот и церковь в чистый понедельник будет нас звать:
«Верующие, светло встретим вход поста; не будем печалиться, но омоем лица наша водою безстрастия…»
Зачем же нужен пост?
Много повседневных грехов ложится на нашу душу.
Имеются у нас, быть может и тяжкие грехи. Как муть или туман охватывают они нашу душу. Не хочется о них вспоминать, хотелось бы отделаться от них. Хочется ясности, чистоты душевной, в молитве – легкости, близости к Богу…
Чтобы достигнуть этого очищения, предлагается нам Великий Пост. Он состоит из Четыредесятницы, т. е. сорока дней в подражание Иисусу Христу, постившемуся сорок дней в пустыне, из Страстной седмицы (состоящей из шести дней, когда мы вспоминаем подготовление Иисуса Христа к крестным страданиям и самые Его страдания и смерть) и кроме того, из двух дней перед Страстной Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения.
Пост должен быть телесный и духовный. Телом мы воздерживаемся от скоромной пищи, обуздываем плоть, боремся с распущенностью.
Духовный пост выражается в удалении от удовольствий и развлечений и смеха.
А больше всего пост духовный заключается в обуздании языка, злоречия, осуждения, а также в борьбе с греховными помыслами всякого рода и пожеланиями.
Эта борьба так естественна и необходима: ведь и неверующие люди, когда у них печаль, например при потере близкого человека, удаляются от веселья, от удовольствий и развлечений. Но в то же время, мы так привыкли заполнять свою голову чем-нибудь, хотя бы и греховным, что нам может показаться пост временем унылым и нерадостным, – особенно при воздержании в пище.

Но пост есть время духовной радости.
В Великом Посту – усиление молитвы при телесном воздержании легче молиться.
Св. Церковь в богослужении предлагает нам умноженные земные и поясные поклоны и долгие богослужебные стояния.
В Великом Посту читается вслух известная молитва преп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с поклонами земными и поясными; эта молитва зовет нас к покаянию.
Особые напевы в храме зовут нас углубиться в себя, разобраться в себе.
Литургия Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам во св. Четыредесятницу, учит нас страху Божию и сознательному отношению к Св. Тайнам и Крови Господних.
На первой седмице Великого Поста мы должны прослушать великий канон св. Андрея Критского, который даже один, если его прослушать со вниманием, может совсем переродить нас.
А Прощенное Воскресенье с трогательнейшим обрядом прощения… А вся первая седмица, в которую нужно всем нам поговеть и, очистив себя покаянием, сподобиться причащения Св. Таин…
А Неделя Православия, Крестопоклонная, память о преп. Иоанне Лествичнике и Марии Египетской…
А дальше ждут нас Вербное Воскресенье и Страстная седмица…
И все это, все эти воспоминания и чувствования даются нашей грешной душе, чтобы помочь ей.
Во всем этом заключена великая духовная красота; только надо уметь ее почувствовать!
Она доступна всем; только нужно подготовиться постным подвигом.
Это – духовный пир; вспомним притчу о званных на вечерю на уклонимся от нея.
Аминь.