Путешествие епископа Гурия по Ташкентской и Среднеазиатской епархии в 1947 г.

С 3 по 22 июля Преосвященный Ташкентский и Среднеазиатский Епископ Гурий совершил большое и интересное путешествие, объехав приходы северо-восточных и юго-восточных окраин своей огромной епархии.

Епископ Ташкентский и Среднеазиатский ГурийРанним утром 3-го июля, после скромных проводов, Владыка в сопровождении секретаря Епархиального Управления иеромонаха Иоанна и других лиц отбыл из Ташкента в поезде, направлявшемся в столицу Киргизии город Фрунзе.

Быстро промелькнули стройные тополя и развесистые тутовники Ташкентского оазиса, и за окнами вагона поплыли гребешки песчаных барханов и очертания невысоких серых холмов. Граница Ташкентской епархии осталась где-то сзади, и поезд несется по беспредельным просторам Казахстана. Вот те места, дорогие нашему Владыке Гурию по связанным с ним воспоминаниями прошлого.

Станция Тюлькубасс…

Неподалеку раскинулось большое село Ванновское. Здесь Владыка Гурий не раз гостил у отца Сергия Сумарокова, большого хлебосола и усердного молитвенника. Отец Сергий долго священствовал в Ванновском и недавно скончался в преклонном возрасте, оставив о себе добрую память у своих прихожан и у всех, знавших его. Одной из подробностей подвижнической жизни отца Сергия была его неустанная ежедневная молитва за умерших. Он каждый день самым ранним утром приходил в храм и там совершал заупокойное богослужение, терпеливо прочитывая многочисленные поминания своих прихожан.

За Тюлькубассом в окне вагона проплыли очертания гор, так знакомых Владыке: не раз Преосвященный Гурий бывал в этих горах.

На вторые сутки пути поезд прощается с Казахстаном и вступает в пределы Киргизии. Эта республика входит в состав Среднеазиатской епархии и таким образом Владыка Гурий со своими спутниками опять в пределах своей епархии.

Утром 4-го часть горизонта закрывает громады Киргизского хребта, ниже гордых снеговых вершин которого кучатся скромные облака. У предгорий, на ровных степных просторах, раскинулись украинские села.

Мимо окон вагона промелькнула закрытая церковь с. Алексеевского. Ее возвращают верующим под условием, чтобы здание храма было перенесено на другое место с территории МТС. Церковь деревянная и Настоятель прихода, иеромонах Иоанн Жирнов, считает вполне осуществимым проект перенесения церкви на другое место целиком. 

В Кара-Балтах Владыку встречает и тепло приветствует церковный Совет соседней Алексеевки во главе с Настоятелем о. Жирновым.

Поезд подходит к г. Фрунзе. На вокзале торжественная встреча. Собралось все духовенство города и соседних селений во главе с Благочинным, протоиереем Рябцовским, Настоятелем Воскресенского Собора в г. Фрунзе.

Путь по железной дороге закончен. К подъезду вокзала подходит большой автобус. Он любезно предоставлен Министром Автотранспорта Киргизии в распоряжение Его Преосвященства на все время путешествия к озеру Иссык-Кулю. Автобус доставил Владыку к новому церковному дому. Это прекрасная новинка в жизни нашей епархии. Она делает честь инициативе и энергии благочинного о. Рябцовского и его церковного Совета. После архиерейского дома в Ташкенте Фрунзенский епархиальный дом является пионером в устройстве таких, крайне желательных епархиальных зданий. Дом удобный и поместительный. В нем будут находиться: квартира благочинного, приемная и канцелярия его. Прекрасная отделка дома граничит с художественной работой: есть электричество, проведен водопровод. Дом расположен несколько от Воскресенского Собора (на расстоянии двух кварталов), на средства которого он и приобретен. 

Строительство Воскресенского собора. В центре — прот. Александр Рябцовский, слева от него — В. В. Верюжский. Фрунзе. 1947 г.

Попутно отметим, что в Киргизской республике находится большинство приходов Среднеазиатской епархии (34 из 54) и что по числу открываемых церквей Киргизия стоит в епархии на первом месте.

В тот же день, после малого отдыха, в 10 час. вечера Владыка и его спутники оставили гостеприимную столицу Киргизии.

На рассвете миновали величественное Вуамское ущелье. Прибыли в с. Рыбачье к изменчивым водам Иссык-Куля, то притягивающего Вас зеленоватым цветом своих просторов, то отпугивающего серой холодностью своих волн. Путники любовались прибоем и силуэтом парохода-лесовоза, бороздившего озеро со спокойной деловитостью исполнительного труженика. 

На Иссык-Кульском озере во время путешествия по приходам Северной Киргизии. Слева направо: С. А. Мазуренко, иеродиакон Михей (Хархаров), диакон Гавриил Овчаренко, (?), епископ Гурий, прот. Александр Рябцовский, священники Стефан Суслов, Макарий Леонтович, Митрофан Марковский. Июль 1947 г.

День был пасмурный, но временами лучи солнца прорывались сквозь густые облака, и тогда виднелись вдали вершины гор. Вот с. Семеновка. Тепла и трогательна была встреча архипастыря с верующими семеновцами. Здесь десятки лет уже не бывал ни один епископ. Лились радостные слезы. Было много детей. Как усердно они крестились. И как чиста была радость взрослых, из которых многие, запыхавшись, прибежали со своих приусадебных участков, где они работали. 

Владыка, приветствуя народ, призвал Божие благословение на его труд. В слове после молебна Владыка сказал: «Зачем мы приехали? Чтобы поддержать веру вашу. В жизни самое драгоценное — вера. Еще приехали мы поддержать вашего батюшку…» 

Молитвенный дом в честь Архистратига Михаила в с. Семеновке. Справа от епископа Гурия — священник Макарий Леонтович, слева — прот. Александр Рябцовский. Киргизия. Июль 1947 г.

Снова в пути… Ананьево (Сазановка). Обширный молитвенный дом имеет вид храма и вмещает не менее 400 человек.

Служили всенощное бдение. Людей собралось не менее 1000 человек. Скромный деревенский хор трогает искренностью своего пения. Владыка говорил о Воскресении Христовом, которое мы сегодня воспеваем. «Это самое дорогое для нас, потому что если Христос Воскрес, то мы получили утешение во всякой скорби. Но есть у нас и обязанности. Мы должны крепко держаться своей веры, быть православными, ходить в храм, должны быть усердными исполнителями долга перед Родиной и творить добро людям».

6-го утром Владыка совершил Литургию в с. Ананьеве. На малом входе настоятель о. Стефан Суслов награжден камилавкою. После Евангелия о. Благочинный проповедывал на евангельскую тему. На запричастном Секретарь Епархиального Управления о. Иоанн проповедывал на тему о значении Епископа. В конце Литургии — крестный ход и после него проповедь Епископа. 

Крестный ход после литургии в Никольском молитвенном доме с. Ананьево. Киргизия. 1947 г.Крестный ход после литургии в Никольском молитвенном доме с. Ананьево. Киргизия. 1947 г.

Владыка обратил внимание на то, что в храме присутствует много детей и сказал несколько слов о воспитании детей в духе скромности и трудолюбия и призывал к непременному знанию детьми главнейших молитв.

После обеда выехали из Сазановки. По дороге дождь, град. Под ливнем прибыли в с. Тюп. Под дождем прошла встреча, сопровождавшаяся длинной речью священника. Владыка, оставаясь под проливным дождем, терпеливо выслушал речь батюшки, украшенную цитатой из поэтов и ответил на тему: трудности испытывают веру. Затем вошли в маленький молитвенный дом и отслужили молебен. В молитвенный дом могла войти лишь незначительная часть народа, большинство же верующих оставалось на дворе, не обращая внимания на основательный ливень.

7-го утром служили на дворе перед молитвенным домом. Яркое солнечное утро. Кунгей-Алатау на четверть своей высоты покрыт ослепительно блистающим снегом. Голубые облачения гармонируют с темно-голубым небом и, как солнце на нем, плывет золотой омофор Епископа. Слово Владыки призывает к вере и устранению недочетов из жизни прихода. 

Литургия во дворе молитвенного дома в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Тюп. Киргизия. Июль 1947 г. Литургия во дворе молитвенного дома в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Тюп. Киргизия. Июль 1947 г. Епископ Гурий с верующими с. Тюп. Киргизия. Июль 1947 г.


Благочинный о. Рябцовский посетил РИК [1] и в результате переговоров с представителями власти получил заверение, что верующим будет предоставлен дом во временное пользование и церковь в с. Николаевке.

Простая беседа в избе. Слезы, жалобы, просьбы… Владыка обещал скорбящим прихожанам с. Тюп прислать другого священника вместо того, который не справился со своими обязанностями.

Панихида на могиле Н. М. Пржевальского. Слева направо: иеромонах Иоанн (Вендланд), священник Стефан Суслов, протоиерей Александр Рябцовский, (?), епископ Гурий, иеродиакон Михей (Хархаров), священник Митрофан Марковский. Киргизия. Июль 1947.Среди восхитительных придорожных пейзажей автобус приближается к г. Пржевальску. Вот и могила великого исследователя Центральной Азии. На гранитном пьедестале — бронзовый орел с распростертыми крыльями и с ветвью в клюве. Рядом —мраморная плита на месте упокоения Пржевальского.

Владыка говорит слово о нашей любви к великим соотечественникам, о благодарности за их смелый самоотверженный труд на благо Родины: «В знак любви и благодарности возлагаем венок на ступени этого прекрасного памятника великому исследователю. Мы, верующие люди, видим в великих деятелях не только творцов тех или иных открытий, изобретений или достижений. Мы хотим понять в них человека. Николай Михайлович Пржевальский, великий исследователь Центральной Азии, по свидетельству его брата, был глубоко верующим человеком. Работал он в далекой, малонаселенной местности. Он испытывал в своей работе не только большие трудности, но и нежданные опасности. Его укрепляли вера в Бога и молитва. Помолимся об упокоении этой смелой, великой, любящей Бога души».

Владыка служит панихиду. Возлагая венок у подножья памятника, он говорит второе слово.

Удаляясь от голубого Иссык-Куля путники въезжают в г. Пржевальск. Обращает на себя внимание дунганская мечеть. Дунгане — это китайцы, исповедующие мусульманство. Некогда они, спасаясь от гонения на родине, перешли горную границу и поселились в наших среднеазиатских владениях. Мечеть их имеет вид китайской пагоды, с характерными крышей и украшениями. Говорят, что при постройке этого здания не было вбито ни одного железного гвоздя: все скреплено деревянными колышками.

За годы революции Пржевальск значительно вырос и расширился. Подъезжая к Троицкому храму, Владыка был встречен огромной толпой народа, который, ожидая своего Епископа, в образцовом порядке уже несколько часов стоял у Собора. Когда показался автобус, новые толпы народа бросились к Собору с базара. Под мелодичный трезвон маленьких колоколов Владыка по образовавшемуся через толпу народа широкому проходу, усыпанному ковром цветов, проследовал в Собор. Храм сразу же был заполнен людьми. Все охвачены пламенем веры и порывом горячей любви к Архипастырю, предпринявшему утомительное путешествие, чтобы посетить далекую окраину, где 29 лет не было православного епископа.

Прихожане Свято-Троицкого храма Пржевальска встречают епископа Гурия с цветами. Киргизия. Июль 1947 г.

Совершается краткий молебен. Приветствуя Владыку, Настоятель выражает надежду, что Владыка прибыл в Пржевальск не для того только, чтобы «мы посмотрели на него, а он на нас», но чтобы Архипастырь оказал на паству целительное воздействие, отметил бы болезни духовные, указал на заблуждения, показал бы правильный путь, принял бы пржевальскую паству на свои плечи, как свое «горохищное овча»…

«Я так взволнован, что не могу долго говорить», — начинает Владыка свое слово: «Да. Есть, конечно, есть вера, о которой говорил о. Митрофан. Об этом говорит это огромное стечение народа, это усердие и ревность, заметное на всех лицах. Особенно дорого то, что встречают не меня лично, а своего православного Епископа. Это показывает, что жива любовь к православной церкви и есть церковное сознание в людях»

Под пение ирмосов и духовных концертов Владыка после молебна более часу благословляет растроганных верующих.

8-го июля рано утром Его Преосвященство со спутниками своими выезжает в горы. По дороге осмотрели Теплоключенский молитвенный дом. 

Молитвенный дом в с. Теплоключенке. Слева от епископа Гурия — священник Геннадий Коченгин. Справа — иеродиакон Михей (Хархаров), протоиерей Александр Рябцовский, диакон Гавриил Овчаренко. Киргизия. Июль 1947 г.

Дальше — бурная Аксу с пенящейся белой водой и громаднейшими тяньшанскими елями у берегов. Курорт «Аксу» с горячими минеральными источниками, температура которых доходит до 56°. Здесь лечатся ревматики. Есть здесь и источник с водой, целебной для желудка, излечивающей самые застарелые катары и язвы желудка. В верховьях Аксу, под ледниками, есть ключи с еще более высокой температурой, но при них нет еще никаких лечебных учреждений.

Владыка и его спутники были радушно приняты врачом курорта Р. и приняли ванну. Еще на пути в горы, утром, Владыке встречались группы верующих, спешившие в Пржевальск из окрестных селений. Возвращаясь в город, Епископ и его спутники снова обгоняли такие же группы богомольцев, спешивших на праздник в Пржевальск. Ко времени служения торжественной всенощной Троицкий храм был уже до отказа переполнен народом.

Храм расположен в центре города, рядом с базаром и центральными учреждениями. Он деревянный, в русском стиле, с резными украшениями и шатровой крышей. При храме огромный участок земли, обнесенный деревянной изгородью. Здесь много травы и немало деревьев. Сюда горожане приходят отдохнуть после трудового дня, полежать с книжкой на зеленой мягкой траве. 

Свято-Троицкий храм Пржевальска. Киргизия. Июль 1947 г.

Настоятель Собора о. Митрофан, уже 18 лет служит в Иссык-Кульской области. Всенощное бдение в этот день, в канун местного праздника Тихвинской иконы Б[ожией] Матери, совершалось в Троицком храме с небывалой торжественностью. Владыка сказал проповедь: «Божия Матерь — это знамя православия. Она собрала нас сюда, на это торжество — и духовенство из всех приходов, расположенных вокруг вашего дивного и великого озера, и все это множество народа. Кто не чтит Божию матерь, тот не знает полноты христианской веры, тот подобно инвалиду, неизбежно будет хромать в духовной жизни. 

. Молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери в Свято-Троицком храме Пржевальска. Киргизия. Июль 1947 г.

9-го утром — Литургия. Проповедывали о. Настоятель и Секретарь Епархиального управления иеромонах Иоанн.

Во время Литургии была совершена хиротония во диакона Сергея Афанасьевича Мазуренко, человека большой культуры, специалиста по русской литературе. 

Церковный актив Свято-Троицкого храма Пржевальска. Слева от епископа Гурия — священник Митрофан Марковский, справа — протоиерей Александр Рябцовский. Киргизия. Июль 1947 г.

9-го вечером Владыка и его спутники простились с Пржевальском. В обратный путь направились по южному берегу Иссык-Куля. В сумерки прибыли в Покровку, где Владыку тепло приветствовали верующие из Покровской общины, состоящей из весьма деятельных и энергичных людей. Они с большим одушевлением и подъемом строят новый молитвенный дом. В молитвенном доме уже молятся, а строительство идет и кругом храма лежит еще много бревен, приготовленных для строительства. 

Строительство нового молитвенного дома в с. Покровском Иссык-Кульской области. Киргизия. Июль 1947 г.

Поздно ночью, после простого, но вкусного ужина из иссык-кульской рыбы, выехали из Покровки.

Перед утром сделали остановку в степи и отдыхали часа два.

Совершив обратный путь по южному берегу Иссык-Куля, Владыка Гурий сделал круговой объезд всего озера.

С этим красивым горным водовместилищем связано много увлекательных повествований и легенд. Предание гласит, что много веков назад на месте Иссык-Куля стоял город высокой культуры. Но происшедшим в результате землетрясения смещением почвы город был разрушен, спустился в образовавшийся в почве провал и был залит водою. Над городом, в глубокой впадине среди гор, образовалось прекрасное голубое озеро. Очень «зоркие» люди уверяют, будто в тихую, ясную погоду можно видеть в глубинах озера развалины подводного города. С этой легендой гармонируют любопытные находки, ставшие достоянием музеев: были случаи, когда волны Иссык-Куля выбрасывали на берег осколки древней керамической посуды, золотые пластинки и т. п.

В с. Быстровке по пути осмотрели молитвенный дом и дальше быстро покатили к г. Фрунзе, куда и прибыли поздним вечером 10-го июля.

Одиннадцатое [июля] Владыка отдал приему многочисленных просителей; а вечером совершил на день Св. Апостолов Петра и Павла всенощное бдение в Воскресенском храме.

12-го утром была совершена Литургия, во время которой был рукоположен во священника уже упоминавшийся выше о. Сергей Мазуренко.

12-го же Владыка отбыл из Фрунзе и 14-го прибыл в Ташкент. Здесь спутники Владыки — Секретарь Епархиального Управления иеромонах Иоанн и иеродиакон Михей сошли с поезда и взамен их к Владыке присоединился Делопроизводитель Епархиального Управления В. И. С.

Простившись со своими спутниками по Киргизии, Преосвященный Гурий в том же поезде направился в г. Фергану.

В поезде Владыке все время оказывалось исключительное внимание со стороны железнодорожных служащих, так что Владыка, прибыв на конечную станцию своего пути, потребовал книгу отзывов и вписал в нее отзыв о прекрасном отношении к нему и добросовестном исполнении служебных обязанностей железнодорожных работников.

На привокзальной площади ст. Горчаково был установлен для встречи Владыки стол с хлебом-солью, вокруг которого собрались верующие, члены Ферганского церковного Совета и все члены причта г. Ферганы во главе с Благочинным, протоиереем о. Александром Дмитриевым.

После теплой, сердечной встречи подали несколько экипажей, украшенных цветами, и Владыка со спутниками поехал в Фергану. Не доезжая 2-3 километра до города, в с. Яр-Мазар, Владыку встретила группа верующих с хлебом-солью. По их просьбе Преосвященный сделал остановку и в одном из домов принял радушное угощение и недолгий отдых.

В Фергане встреча Епископа носила торжественный и трогательный характер. Здесь были и хлеб-соль, и речи, и цветы. Ферганцы уже принимали у себя Владыку раньше. Они узнали и полюбили Владыку, тем более, что в прежние годы Владыка прожил здесь 6 лет. Его встречали, как родного; засыпали цветами, простирались перед ним ниц.

За кратким молебном о. Благочинный произнес приветственную речь. В своем ответе Владыка отметил, что Фергана особенно дорога ему. Он пережил здесь и радости, и скорби, и лишения.

Утром 15-го Владыка и его спутники на грузовике выехали в Кизил-Кия. Это — город угольщиков. Здесь жарко, душно, черно от угольной пыли.

В Кизил-Кия только что открыт и зарегистрирован новый приход; приобретено здание для молитвенного дома. Первая Литургия в нем была совершена архиерейским служением 16 июля. 

Когда ехали на грузовике из Ферганы, путь был чрезвычайно тяжел от густой пыли. Поэтому обратный путь решили сделать по железной дороге. От Кизил-Кия до Ферганы проложена линия местного значения.

17-го вечером, накануне праздника в честь Преподобного Сергия Радонежского, была совершена в Фергане всенощная, и 18-го Литургия. После Литургии на прием к Владыке собралось много народу. Владыка успел принять человек 40. Вечерня была отслужена архиерейским служением.

Пребывая в Фергане, Владыка посетил дом, где он жил, осматривал сад, оранжерею, которую он устраивал. К сожалению, на месте оранжерейных растений бурно разрослись сорняки.

18-го же Владыка проехал на кладбище, где в часовне отслужил панихиду, а затем обошел все кладбище и посетил все знакомые могилки. 

Епископ Гурий с прихожанами храма Преподобного Сергия Радонежского. Слева от него — настоятель прот. Александр Дмитриев. Фергана. Июль 1947 г.

Вечером, направляясь в Коканд, выехали в Горчаково, где и переночевали в домах верующих до поезда, проходящего здесь в 4 часа утра.

19-го утром прибыли в Коканд. На вокзале Владыка случайно встретился с Секретарем Уполномоченного по делам Православной церкви Павлом Ивановичем Васильевым. Отправились в квартиру Настоятеля. Владыка, пользуясь случаем, имел деловую беседу с П. И. Васильевым.

19-го вечером всенощное бдение, 20-го утром Литургию, 20-го вечером, в канун храмового праздника в честь Казанской иконы Божией Матери, всенощную и 21-го утром Литургию совершал Преосвященный Гурий. 

Крестный ход после литургии в молитвенном доме в честь Казанской иконы Божией Матери. Коканд. Июль 1947 г.

В Коканде осматривали новый причтовый дом, куда уже переселился Настоятель из дома, где в прошлогоднее землетрясение, случившееся во время приезда Владыки, случайно только не были задавлены упавшею стеной дети о. Настоятеля. На том месте, куда упала стена, обыкновенно лежали дети; на сей раз, в связи с приездом Владыки, пришлось сделать некоторую перестановку в квартире, и дети были помещены в другом месте. Это спасло им жизнь. а и сам Владыка был в смертельной опасности от падавших кирпичей старого здания.

21-го же Владыка отбыл из Коканда в Ташкент. В Беговате (ст. Хилково) Владыку приветствовали верующие хлебом-солью. Они просили совета и содействия в их хлопотах по открытию молитвенного дома в Беговате. В Урсатьевской Его Преосвященство еще раз встретился с П. И. Васильевым.

22-го Владыка прибыл в Ташкент.

Во все время путешествия Его Преосвященства по Киргизии и Южному Узбекистану Владыку сопровождал фотокорреспондент. Он сделал до 500 фотоснимков, закрепляя различные моменты происходивших событий.

 

 

Иеромонах Иоанн (Вендланд)

 



[1] райисполком