Обязанности регентши монастыря и уставщицы
1. Реген[т]ша должна руководиться в исполнении богослужения Типиконом, «Богослужебными указаниями», а в пении — выбором напевов строго церковных, монастырских, и без сольных элементов.
2. Регентша монастыря должна всемерно заботиться о строго церковном направлении церковного пения и о внятном и понятном чтении.
3. В применении Типикона и в распорядке службы она не должна [что-либо] решать по своему произволу, а должна подчиняться старшему священнику монастыря, а он — согласовать свои указания с Настоятельницей монастыря.
4. Регентша должна перед каждой воскресной и праздничной службой являться к старшему священнику монастыря за указаниями о порядке службы и [о] распевах.
5. В частности, следует немедленно исправить следующие неправильности в исполнении богослужения.
На Литургии:
а) Всегда, когда положено по Уставу, следует выполнять тропари на блаженнах; в будние дни читать, а в воскресные и праздничные дни — петь.
б) На каждой Литургии петь все положенные тропари и кондаки.
в) На заказных заупокойных Литургиях — петь в начале тропарей «Глубиною мудрости», а на «Слава» – кондак «Со святыми упокой»; после же заупокойной ектении на Литургии не полагается петь кондак «Со святыми упокой» или «Вечную память».
г) На Литургии полагается читать полностью псалом 33-й, а не кончать словами: «не лишатся всякого блага», (как положено за вечерней службой).
На вечерней службе:
д) На «Господи воззвах» и на стиховне петь, по возможности, все положенные по уставу стихиры, а во всяком случае первую и последнюю (на «и ныне») стихиры.
е) Все прокимны (на вечерне, на всенощном бдении и на великопостных службах) должно петь обязательно по гласу.
ж) Тропарь на вечерне и его богородичен необходимо петь, а не читать.
з) При чтении кафизм на утрене (и на великопостной службе) непременно следует петь «аллилуиа» между «славами», а не читать.
и) Полиелейную службу совершать так, как положено по уставу, т. е. великую вечерню и утреню с полиелеем, а не сокращённую всенощную, как служится в настоящее время.
к) На всенощном бдении на литии необходимо петь стихиру храма, когда она положена; прокимен на утрене исполнять строго по гласу (в настоящее время на великих праздниках вместо 4-го гласа прокимен исполняется безличной скороговоркой — речитативом). Кондак по 6-ой песни непременно нужно петь (это относится и к воскресной службе), а также заключительные слова икоса.
л) На малом повечерии по трисвятом нельзя опускать тропарь храма.
Требы:
м) Панихида. Совершенно недопустимо выпускать на панихиде начало тропаря «Глубиною мудрости» и начало богородична «Тебе и стену», выпевая только «Творца и Зиждителя и Бога нашего» и «Богородице безневестная, верных спасение». Нужно всегда петь полностью тропарь и его богородичен.
Также до́лжно на панихиде после кондака «Со святыми [упокой]» петь полностью икос «Сам Един еси [Безсмертный]». Пение конца икоса «Надгробное рыдание...» без начала икоса бессмысленно.
н) Отпевание по чину церковному имеет много отличий от панихиды. Кроме чтения Апостола, Евангелия и разрешительной молитвы, необходимо следующее: хотя бы и несколько сокращённо (сокращения укажет старший священник), [исполнять] 118 псалом с припевами, стихиры (какие именно, укажет старший священник) и пр.
Чтение имён других усопших, кроме отпеваемого, может быть только на последней ектенье.
о) Молебен водосвятный. Обязательно нужно петь «Еже радуйся» (сокращение тропарей укажет старший священник), «Ныне наста», а также читать Апостол и Евангелие, и мирную ектению, и что указано в требнике после освящения воды.
Необходимо заботиться об исполнении стихир на «подобны», где они указаны.