Обращение к настоятелям Саратовской епархии
1. Богослужебные вопросы
Если во время совершения в обычном храме Литургии, вечерни, утрени, всенощной или какой-либо требы следить по Служебнику, Требнику, Типикону или Богослужебным указаниям, мы заметим много добавлений, искажений и неразумных сокращений (нововведений). На нашей памяти за последние пятьдесят лет чин богослужебный фактически так изменился, что если еще пройдет таких несколько десятков лет, трудно будет узнать наши древние богослужебные чины.
За Литургией (даже праздничной и воскресной) чтение вслух помянников и записок занимает половину всего времени; за всенощной также введено чтение заупокойных поминаний после третьей и шестой песни и даже возглашение вечной памяти. Мне свидетельствовали старцы-протоиереи из Ленинграда (например, известный протоиерей Акимов), что в годы их юности имена за Литургией читались вслух только, когда родные усопшего просили совершить отдельную Литургию, так называемую «заупокойную». Чтение акафистов за праздничной всенощной совершенно безуставно, затягивает службу, вынуждает совершать стихиры и каноны сокращенно. Место акафиста - на молебне после Литургии или вечерни; в самый день праздника, после вечерни, а также канун престольного праздника, после малой вечерни, которая совершается обычно часа за три до всенощной.
Богослужение очень затягивается паузами для задавания тона, растянутыми темпами пения, бессмысленной сложностью нотного пения, растягиванием возгласов, паремий, апостола и др. Цель чтений и пения в храме - передать молящимся содержание священных слов и понятий, вразумительной форме. Поэтому служба должна вестись ясно и осмысленно, без ненужных пауз, не вяло или тягуче, но в оживленном темпе.
Примером неразумных сокращений можно указать пение на панихиде только одного; конца тропаря: «Творца и Зиждителя, и Бога нашего», что не имеет смысла без начала; другим примером неразумного сокращения является пение (на панихиде же) одного конца икоса «Надгробное рыдание,..», что совершенно непонятно без предыдущих слов икоса. Получается, что святые, о которых поется в кондаке «Со святыми упокой», творят надгробное рыдание.
Необходимо бороться за чистоту и неповрежденность богослужебного чина, держась Типикона, Служебника и Требника и постоянно пользуясь Богослужебными указаниями, издаваемыми на каждый год Патриархией.
Для огромного большинства приходов неизбежно сокращение службы, но оно должно быть разумным. Разумным будет сокращение богослужения тогда, когда не будет нарушена структура, форма службы, и когда будут сохранены особенности богослужения этого дня. К примеру: Устав требует исполнить на утрени канон на 14, но это непосильно и исполнителям и молящимся. Мы исполняем меньше, но сохраняем структуру канона, то есть в каждой песне канона поем ирмос и катавасию; в конце тропарей каждой песни «Слава и ныне», и после обязательно читаем богородичен.
Каноны двунадесятых праздников кратки и очень выразительны, их совершенно не следует сокращать. Также, конечно, не следует сокращать канона Пасхи и его богородичное.
Что касается служб праздничных и святым (относительно: канонов), то священник необходимо перед службой просмотреть их, и отметить те тропари, в которых наиболее ярко отражен праздник или личность и жизнь святого.
Не должно совсем выбрасывать ни одного положенного по Уставу канона.
Все стихиры следует петь, а не читать. Но пение всех стихир с канонархом очень затягивает службу. Канонарх необходим для стихир редко употребляемых и мало знакомых. А воскресные стихиры лучше петь хору без канонарха, по книге. Для того, чтобы хор пропел эти более известные стихиры гладко, нужно хорошо ознакомить с ними хор на спевках.
В каждой службе имеются очень малые по величине, но большие по значению элементы православного богослужения» а именно — прокимны, аллилуарии, «Свят Господь Бог наш». Не удлинит службу, но придаст ей большую выразительность и красоту неторопливое их исполнение на глас.
Надо настойчиво требовать от певчих и псаломщика, чтобы эти краткие, но очень содержательные, относящиеся к воспоминаемому событию стихи псалмов (прокимны аллилуарии) не исполнялись кое-как, в одну ноту, а обязательно на указанный глас (желательно знаменным распевом), и со всеми положенными к ним стихирами. Стихи эти также говорят о воспоминаемом событии или о святом, и потому их следует произносить не одновременно с пением, а чередуясь с хором.
После отпуста первого часа достаточно спеть — «Утверждение на Тя надеющихся…» и этим ограничиться.
Ошибкой будет, выполняя в той или другой степени неизменяемые части богослужения (ектении, шестопсалмие и др.), забывать о том, что относится и праздничному событию или святому, то есть о стихирах, канонах, прокимнах, аллилуариях. Сокращение должно быть осмысленным, то есть чтобы смысл и содержание празднуемого события или прославление святого были ярко и выпукло переданы в исполняемой службе. Для этого в начале каждой седмицы настоятель, псаломщик и регент должны просмотреть богослужебные книги, чтобы руководясь богослужебными указаниями, подготовить предстоящие службы, особенно воскресные и праздничные, разметить стихиры, сделать спевку.
Следует настоятелю обратить внимание на осмысленность разметки стихир по строкам, чтобы подлежащее было в одной стороне со сказуемым, иначе пение стихир будет непонятным для народа.
Полнота устава должна быть в соответствии с силами клироса. Хотя надо стремиться к возможно полному соблюдению Устава, но так, однако, чтобы праздничная всенощная продолжалась не более 3 часов. Нарушает чинность богослужения «многоголосица», когда одновременно и чтец читает и хор поет,например: при возглашении «Бог Господь» со стихами, прокимнов со стихами, аллилуариев, а также за Литургией во время священнодействия в алтаре.
Нарушают благочиние выкрики диакона, например «вонмем» и другие. Возглас на трисвятом «Господи, спаси благочестивые...» отменен еще в 1917 году, как утративший смысл, но еще оставлен в некоторых храмах.
Богослужение должно быть чинным, благолепным, понятным, назидательным, с внешней же стороны благоговейным и красивым.
Все богослужение имеет молитвенный характер; как в общественном богослужении, так и в частных требах самым главным элементом являются молитвы, произносимые вслух или тайные. Священникам следует обратить особое внимание на неторопливое и осмысленное чтение тайных молитв в Евхаристической части Литургии (то есть после Символа веры).
Нередко священники не читают тайные молитвы во время главопреклонения и во время малого входа. Если бы мы держались указаний Типикона о чинном внешнем поведении священника за богослужением, мы не позволили бы себе стоять на коленах перед престолом во время Великого Славословия или пении «Ныне отпущаеши». Преклонение колен с субботы вечера до воскресного вечера запрещается не только Типиконом, но и канонами Церкви (20 правило I-го Вселенского Собора).
Мы, священнослужители, стоим всегда на виду у народа; наши действия и наше поведение, наше крестное знамение, осенение рукой при благословении Даров, кадила, лиц просящих благословения, не являются бессмысленным движением руки, но преподают освящение людям и вещам. Небрежное же действие в эти минуты вызывают ропот в народе.
Священникам следует обратить внимание на правильность отпустов, которые они произносят в конце каждой службы. В служебнике даны точные указания по этому вопросу. К сожалению, многие священники не руководятся этими указаниями, и вносят в праздничный отпуст особенности будничного отпуста или поминают святых, близких им лично, но не связанных с днем памяти святого, ни с днем седмицы, ни с храмом, ни с покровителями области. Как общее правило, отпуст должен быть связан с текстом правимого богослужения.
Чтобы богослужение было чинным, нужно служащим следить, чтобы выход на средину храма (на полиелей и в других случаях) совершался парами; при приходе на место, особенно при соборном богослужении, следует ожидать самых младших; затем творится поклон Святыне и старшему, — все вместе.
Типикон повелевает, чтобы за праздничной всенощной праздничная икона выносилась на середину храма во время торжественного пения «Хвалите имя Господне» (полиелей) для величания и прикладывания. Этот древний обычай стал нарушаться а некоторых храмах за последние десятилетия. Икону праздника ставят на средину храма до начала всенощной; народ прикладывается к ней раньше пения величания и раньше духовенства; нарушается порядок в храме. Икона праздника должна стоять до полиелея у правого клироса.
В приходах, где два или более священников, служба должна совершаться ежедневно. В одноштатных приходах следует служить, кроме воскресения и праздничных дней, еще в средине недели, а также в субботу утром (заупокойная) и в воскресенье вечером. В одноштатном приходе священнику следует возможно чаще совершать Литургию, независимо от того, соберется народ или нет: частое благоговейное совершение Литургии имеет большое воспитательное влияние как на самого священника, так и на прихожан, которые будут знать, что их пастырь молится за них: они ведь прежде всего ищут в священнике искренно верующего, хорошо настроенного пастыря, любящего молитву.
Чрезвычайно важно, чтобы вечер воскресения был использован приходским священником для богослужения. Эту вечерню следует исполнять полностью общенародным пением, то есть народ должен петь не только ектении, «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши», но и стихиры (с канонархом). После вечерни - акафист Спасителю или Божией Матери (припевы – общенародным пением), а затем беседа или проповедь.
1.1. О таинствах
Через совершение таинств мы, священнослужители, удовлетворяем религиозные нужды верующих. Наш священный долг — выполнять таинства возможно благоговейнее и осмысленнее. Из таинств часто совершаются, кроме Евхаристии (Литургии), таинства покаяния, крещения и брака. Укажем некоторые стороны в совершении этих таинств, требующие в нашей практике исправления и налажения.
1.2. Таинство покаяния
Каждый приступающий к таинству покаяния должен предварительно прослушать чин исповеди, изложенный в Требнике. О необходимости этого духовенство должно объяснить в проповедях И предупреждать верующих, когда объявляют о времени службы.
Верующие, по возможности, должны исповедываться в вечер перед причащением дня,
В дни, когда ожидается много исповедников, особенно Великим Постом, чин исповеди следует прочесть накануне, по окончании Литургии предыдущего дня (или другой службы), самую исповедь начать в 2 или 3 часа дня, правило ко св. Причащению читать во все время исповеди и повторить после вечерней службы; если не хватит последования ко св. Причащению на все время исповеди, то следует его повторять.
Молитву «Господи Боже спасения рабов Твоих», стоящую перед формулой разрешения грехов «Господь и Бог наш» не следует опускать. Разумнее прочесть ее в конце исповедных молитв, после обращения к кающимся: «Се чадо...»
Литургия, прежде всего — для причащающихся. Исповедывающиеся должны обязательно прослушать всю Литургию с самого ее начала.
Желающие исповедываться утром должны придти раньше начала Литургии.
Для пришедших к началу Литургии не должно быть применено никакого ограничения в отношении времени конца исповеди.
При совершении исповеди не следует священнику без особых нужд удлинить исповедь – она не должна быть долгой.
1.3. Об общей исповеди
Одно время общая исповедь часто практиковалась в приходах нашей Церкви. Святейший Патриарх Алексий осудил это явление, как искажение установленного церковью чина покаяния. В общей исповеди главная неправильность заключается в общем разрешении грехов. Общего разрешения не знает богослужебный чин Православной Церкви. Да и как может священник разрешить грехи у целой толпы людей, когда он даже не знаком с большинством из этих лиц, и не имел с ними личной беседы.
Давая такое смелое разрешение грехов неизвестно кому, без проверки их раскаяния, священник принимает на себя, на свою совесть всю бездну нераскаянных, неоплаканных, быть может тяжелых, грехов от тех, кто (очень часто) готовился к исповеди мало, а грехов имеет много.
Общее разрешение грехов недопустимо. Но другие элементы общей исповеди - беседа и проповедь, призывающая к покаянию, и перечисление грехов вслух для всех с ответами вслух же верующих «грешен» — полезны.
Но после такого перечисления грехов необходимо дать каждому отдельное разрешение грехов. А перед таким разрешением предупредить всех, что всякий, кто чувствует, что имеет грехи особые, не упомянутые в перечислении, должен до своего разрешения сказать священнику: «я хочу покаяться особо». Для того, чтобы не помешали подходящие сзади, нужно поставить человека, чтобы он держал толпу в некотором расстоянии от священника.
Такая «общая исповедь», или вернее подготовление к таинству покаяния, не погрешает против православного чина исповеди, и практически очень полезна, особенно в одноштатном приходе, где частная исповедь, к сожалению, совершается с чрезвычайной, неполезной быстротой.
Но совершая общее подготовление кающихся при помощи беседы и перечисление грехов, священникдолжен организовать это так, чтобы по возможности не нарушать порядка., благоговения и праздничного духа Литургии.
1.4. Таинство Крещения
Нередко слышатся жалобы на небрежное и даже неправильное совершение таинства Крещения. До сих пор некоторые священники совершают Крещение обливанием и даже окроплением. Обливательное крещение является «явным отступлением от узаконенного чина» (Булгаков. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Изд. 3-е, Киев, стр. 985). Самое слово «крещение», а по-гречески то (Зоитоца значит «погружение». О «погружении» при крещении ясно говорится в Евангелии (Мф 3:16; Мк 1:10), в книге Деяний свв. Апостолов (гл. 8:36-39), в Апостольских правилах (Книга Канонов, 50-е правило) и в правилах 2-го Вселенского Собора. Там же 7-е правило 2-го Вселенского Собора. В древнехристианской Церкви обливательное крещение совершалось только над лежащими на одре болезни, кому грозила смерть; оно называлось «клиническим»; мужчины, над которыми совершено было крещение обливанием, теряли право быть священнослужителями.
Запрещение обливательного Крещения было подтверждено Святейшим Патриархом и Священным Синодом в мае 1947 г., о чем было оповещено духовенство Русской Церкви. Излагаем это запрещение Святейшего Синода: «Таинство св. Керщения должно непременно совершаться только через погружение; священники, практикующие обливательное Крещение, должны будут подвергнуться запрещению, согласно церковному правилу» (см. особенно определение Патриарха и Священного Синода от 2.6.XII. 1957 г. журнал №13).
Некоторые церковные советы, расходующие большие суммы на ремонты и украшение храма, не нашли нужным до сих пор обзавестись в крещальне достаточно просторным сосудом для правильного совершения таинства крещения подростков и взрослых. Это — преступное нерадение и настоятелей и церковных советов. Благочинные должны потребовать от приходов своего благочиния исправить его в кратчайший срок. Архиереи при объезде приходов своей епархии будут проверять оборудование крещален.
Для крещения взрослых женщин и подростков необходимо иметь две крещальных одежды (рубашки): одну — для момента погружения, другую — одеть после погружения.
Взрослых не следует допускать к Крещению без проверки знания или основ вероучения Или без оглашения (катехизации). Необходимо убедиться в том, что желающий принять Крещение имеет живую веру в Бога, что он имеет правильное понятие о Боге, вездесущем, всемогущем и всеблагом, об Иисусе Христе, искупившем нас Своею Кровию и воскресением из мертвых, о Духе Святом, освящающем нас Своею благодатию.
От сознательного человека при Крещении необходимо требовать знания Символа веры, молитв «Отче наш» и «Богородице Дево». При совершении таинства Крещения настоятели должны заранее позаботиться о порядке и опрятности при совершении таинства и вразумительном чтении при совершении таинства.
1.5. Таинство брака
В совершении таинства брака внедряются некоторые нововведения, не указанные в Требнике.
Слова: «Венчается раб Божий...» и «Венчается раба Божия...» следует говорить только по одному разу, а не по три раза.
Слова: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» следует произносить три раза, обратись к венчаемым и благословляя их рукой, общим крестом. Ни воздеяния рук, ни обращения к алтарю не указано в Требнике, да они и не уместны, и создают суетливость.
Во время обхождения вокруг аналоя совершается некоторыми священниками немало лишнего и неправильного: Священник и новобрачная чета обходят кругом аналоя, где лежат церковные святыни - Крест и Евангелие. Смысл этого обхождения - вступающая в брак пара таким же образом должна идти вместе жизненным кругом, имея в центре совей жизни Церковь, Христово учение (Евангелие) и освящение Христово (Крест),
Поэтому нет смысла брать священнику крест в руки при обхождении аналоя, не следует ему и венчающимся кланяться в сторону алтаря при прохождении между аналоем иалтарем. Также во время обхождения аналоя не следует священнику возглашать начала песнопений («Исайе ликуй...» и проч.), не надо связывать руки венчающихся; не должно священнику заставлять новобрачных целоваться: последнее вызывает усмешку у молодых. После молитвы «Отец, Сын и Святый Дух...» следует прочесть молитву на снятие венцов.
1.6. О церковном пении
Следует обратить особое внимание на характер церковного пения. Церковное пение есть средство и способ выражения религиозных чувств и переживаний: молитвы к Богу исвятым, хваления, благоговейного трепета, благодарности и других, связанных еразличными событиями и церковной историей. Если бы наше церковное пение выражало эти религиозные чувствования, от него больше ничего бы не потребовалось. Для этихцелей православная Церковь имеет все необходимые распевы: Киевский, знаменный, греческий, болгарский, Троице-Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Лавры и иные древние распевы, церковно-музыкальные произведения и гармонизации протоиерея Турчанинова, Архангельского, Смоленского, Архимандрита Феофана, Соловьева, Кастальского (иером. Нафанаила,: иером. Иоанникия, иером. Исидора) и иных многих. Внесли свою лепту и такие, как Чайковский, Бортнянский и другие. Из этой великой сокровищницы благоговейных напевов, согласованных со словами, можно черпать без конца, можно удовлетворить и самый скромный хор, и самые изысканные требования. Но к сожалению, понятие о том, что можно назвать «церковным пением», и что «нецерковно», иначе сказать, понятие о церковности и дозволенности того или иного Напева или музыкального произведения для храма очень неясно установлено.
Церковное пение не должно иметь театрального, мирского характера. Светский «мирской» элемент в церковном пении не должен допускаться без ограничения, но нужно выбирать из произведений композиторов только те, которые удовлетворяют указанным условиям церковности. Богослужебное пение должно назидать, а не услаждать. Оно должно воспитывать молящихся и вызывать правильные (церковные) религиозные переживания.
Есть напевы, авторизованные Церковью, и хор надо постепенно привлекать к исполнению именно таких напевов. Кроме того, на всякое церковно-музыкальное песнопение бывает по силам хору. Попытка исполнить непосильную вещь приводит к жалкому результату, неудовлетворительному и с церковной и с музыкальной точки зрения.
В помощь настоятелям, которые должны давать верное направление пению в храме, легко разбить все приходы на три группы, в зависимости от наличия голосовых возможностей и от подготовленности регента.К настоящему труду прилагаются (большой и малый) списки церковно-музыкальных произведений. Большой список предназначен для хоров 1 группы, а малый — для хоров 2 группы.
1-я группа. Эти хоры могут исполнить любое нотное произведение из большого списка, получившего одобрение й благословение Епархиального архиерея. Крайне желательно, чтобы о всяком церковномузыкальном произведении, не вошедшем в большой список, но назначенном регентом для исполнения, настоятель запрашивал благословения Архиерея. Некоторые церковно-музыкальные произведения, общеизвестные, красивые, созданные даровитыми композиторами, были нами вычеркнуты из большого списка потому, что они погрешают против истинного назначения церковных песнопений, иначе говоря, они не церковны.
2-я группа. Эти хоры могут исполнять только простые нотные песнопения (по малому списку, получившему благословение Архиерея), а в основном должны придерживаться гласового и обиходного пения.
К 3-ей группе относятся остальные приходы и все хоры левого клироса (где имеется правый хор). Таким хорам и клиросным певцам надо твердо держаться и гласов и обихода, петь в мелодическом строе, не добиваясь записанной партии отдельно для каждого голоса, то есть «партесного» пения. Ноты, которыми могут пользоваться все хоры, должны давать только мелодию, то есть один основной голос, а не все четыре голоса. Такими нотными сборниками являются Обиход нотного пения, Спутник псаломщика. По этим нотам ведет обычно мелодию второй голос (альт). Остальные голоса подстраиваются по слуху и поют в узкой гармонии,
Так поют все левые хоры, так пели всегда наши отцы и деды на буднях и в праздники. Этот «дьячковский» строй церковного пения удобен для исполнения стихир и для быстрого и легкого усвоения знаменного распева. Но и эти хоры 3-йтруппы должны исполнять прокимны, аллилуарии и «Свято Господь Бог наш» не в одну ноту (читком), а на указанный глас - лучше всего знаменного распева.
Все церковные хоры не должны гнаться за «новеньким», а прежде всего добиваться стройного исполнения всего, что они поют, должны научиться вместе начинать, вместе кончать, ровно.
Нужно признаться, что большинство церковных хоров:не может похвалиться тщательностью исполнения, отделкой ни простых, ни Нотных песнопений. Слова произносятся непонятно и не одновременно, часто без понимания их; а мелодия исполняется небрежно, без хорошего знания ее (это особенно заметно на Страстной седмице). Пение правого хора страдает отсутствием единства и полноты звука; голоса сильные, певучие, считающие свой голос красивым, стараются выделиться из общей массы голосов. Некоторые голоса фальшивят и через это уродуют красивый, приятный напев.
Регент же часто не обращает внимания на то, как звучит хор, разрешает петь непроработанное, лишь бы спеть «что ни будь новое». Трудно найти хорошего регента. Полезный для церкви регент должен вести свою работу в полном контакте с настоятелем, ставя себе та же Церковные цели, что и настоятель. Кроме того, он не должен переоценивать своих сил и сил хора (голосовых данных и степень обработки их).
Во всяком случае настоятелю не следует передавать все на усмотрение регента, ибо настоятель отвечает перед Богом и Церковью за характер выполнения богослужения (ясность, понятность, назидательность, согласие с Уставом).
Если даже настоятель не обладает музыкальным слухом и мало знаком с церковно-музыкальным песнопением, все же его обязанностью является контролировать регента с точки зрения церковной пользы. Для правого и левого хоров должны быть обязательными ежедневные спевки в установленные часы. Церковное пение за одной службой должно обладать единством цельного впечатления (единый ансамбль); регенту следует заботиться о том, чтобы не было пестроты и разнохарактерности напевов исполняемых вещей. Следует приучить прихожан к общему пению, которое объединяет верующих в молитве, привлекает их внимание к словам молитвы, и дает им возможность принимать активное участие в богослужении. Общенародным пением могут быть исполняемы следующие песнопения из всенощной и Литургии: Символ веры, «Отче наш», трисвятое (по входе), тропари на Литургии, «Во царствии Твоем», иногда «Господи помилуй» на ектениях, а на всенощной «Богородице Дево», «Воскресение Христово», «Честнейшую», даже «Великое славословие»; на панихиде - «Со святыми упокой», вечную память; на молебне - «Царю Небесный» и припевы.
1.7. О псаломщиках
Больным местом является вопрос о псаломщиках. Псаломщик, знающий Типикон, имеющий слух и знающий гласы, воздержный и вежливый — большая редкость.
Для пользы церковного дела иметь в каждом приходе штатного псаломщика, который был бы ответственным за пение, чтение и порядок на клиросе. Существующая в настоящее время практика случайных, не проверенных епархиальной властью псаломщиков, вредна для дела.
Нужно настоятелю помаленьку приучать лиц из местных прихожан. От желающего исполнять обязанности псаломщика требуется иметь музыкальный слух, некоторое знакомство с богослужебными книгами, и беглое чтение славянского текста. Но прежде всего, необходимо требуется от кандидата нравственно чистая жизнь.
Такого подходящего человека настоятель должен обучить разбираться в богослужебных книгах и в Типиконе. Объяснить и приучить, как править службу, как искать апостольское чтение и прокимны, научить его читать «разумно», то есть вникая в слова читаемого, затем — научить восьми гласам с голоса и по нотам - нотным сборникам (мелодическим, а не гармонизациям), и как задавать тон народному хору (по- дьячковски). Очень дорого для прихода, если псаломщик умеет руководить общенародным пением. Если такой доброволец-псаломщик проявит способности в своем деле, о может быть направлен в Духовную Семинарию или курсы псаломщиков.
При посещении приходов своего благочиния, благочинный должен в беседе с местным псаломщиком не только проверять его знания й умение, но и знакомиться с его нравственными качествами и настроенностью, и свои впечатления сообщить епархиальному Архиерею.
1.8. О проповеди
Церковная проповедь является одним из важнейших и ответственных элементов церковной работы, и обязательна за каждым воскресным и праздничным богослужением.
Проповедь должна быть понятной для всех, жизненной и назидательной. Проповедь должна давать положительное содержание слушателям. Постоянными темами для проповеди должны быть основные мотивы христианской веры, объяснения церковных таинств, правила христианской жизни.
Хорошо руководствоваться священнику в выборе тем для проповеди катехизисом, Символом веры, объяснить молитвы, заповеди, таинства, прочащее разъяснять о порядке подготовки к исповеди и о самой исповеди.
Проповедь должна звать к честному труду на пользу Родине. В ней не должно быть ничего лишнего, ненужного. К ненужному и даже вредному в проповеди относятся личные выпады с амвона, выставление себя и речь о своей личности, сообщение о каких-либо дрязгах в приходе, а также чтение устаревших проповедей, если они непригодны в наше время.
Лишним является произнесение слишком долгой, или недоработанной, или бессодержательной проповеди. Проповеди должны быть не более 15 минут, назидательными, иметь основную понятную и полезную для всех мысль. Для этого она должна быть заранее проработана, основана на текстах Священного Писания, иллюстрирована примерами из житий святых; хорошо, если она будет написана.
Каждый священник может заметить, что его проповедь тогда хороша и содержательна, когда он сам молитвенно настроен, читает дома Слово Божие и добрые книги, следит за собой... Проповедь не должна быть надуманной, но исходить из души священника.
Благочинный должен всемерно содействовать в проповедничестве священникам, особенно малоопытным, путем личных советов и дружеской критики, снабжением литературой. Допустимо заменять проповедь чтением из святых отцов и церковных учителей, для чего можно рекомендовать свят. Иоанна Затоуста. Тихона Задонского, епископа Феофана Затворника и др.
Каждый священник должен заботиться о практической работе в своем приходе и об участии Церкви в борьбе за мир. Средством для этой работы является у нас пастырское слово, главным образом - проповедь. За годы последней войны Русская Церковь, возглавляемая тогда блаженной памяти патриархом Сергием, явила огромную патриотическую деятельность словом и делом в одолении врага. Теперь нашим долгом является деятельное участие в борьбе за мир. Советское Правительство ведет мирную политику во всем мире, и вдохновляет сотни миллионов людей всех стран на борьбу за мир. Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Алексия и Крутицкого митрополита Николая активно участвует в этом святом деле. Но и всякий священник может и должен пробудить в своих прихожанах сознательное отношение к делу борьбы за мир, создать в них искренних сторонников этой борьбы. Затем он должен не один раз, а постоянно разъяснять верующим, что через честный и усердный труд каждого на своем месте мы участвуем в служении своему Отечеству и вносим свою лепту на укрепление мира во всем мире. Наконец, пастырю приличествует учить прихожан об укреплении дружбы между советскими людьми по схеме: мир в душе - мир в семье - мир на работе. Проповеди на темы: о достижении мира в душе, о налажении семейной жизни на основе любви и взаимного уважения, о том, чтобы избегать ссор и осуждения друг друга, призыв к взаимной поддержке в труде, к служению не своим: только интересам, но пользе общественной, проповедь против пьянства и другие пороков-все проповеди с таким содержанием могут быть содейственны к укреплению внутреннего единства нашего советского общества, а через то должны быть полезны делу мира.
Кроме проповеди в этом отношении полезны беседы, то есть рассказы пастыря прихожанам о различных церковных и церковно-политических событиях, чтобыполучить хорошую, то есть поучительную в нравственном отношении, и патриотическую тему для беседы, священник должен только внимательно читать Журнал Московской Патриархии и быть по нашим газетам в курсе всех событий. Кроме того, возможны такого рода патриотические темы. Некоторым священникам приходилось за последние годы совершать поездки по Советскому Союзу. Можно предложить споим прихожанам увлекательную беседу о своих впечатлениях от этого путешествия. В этой беседе можно коснуться и величественных картин строительства в нашей стране, и церковной жизни, и жизни наших монастырей,, и жизни духовно-учебных заведений. Все это еще раз покажет прихожанам, как растет мощь и величие нашей Советской Страны И как живет Церковь в Советском Союзе. Наконец, прекрасным поводом для произнесения патриотической проповеди является молебен в день государственных праздников и под Новый год.
2. Хозяйство храма
Наблюдение за чистотой и порядком в храме входит в обязанности старосты и его помощника, но ответственность за порядок в храме не снимается с настоятеля.
Храм - святыня. Он должен содержаться в особой чистоте. Не должно оставаться сору в углах; не должно быть пыли и паутины на стенах. Иконы следует часто протирать от пыли, а во время прикладывания к иконе праздника или к Св. Евангелию диакон или священник должен вытирать икону или Евангелие совершенно чистым полотенцем. Особенно важно соблюдение чистоты в алтаре, наипаче на Престоле и Жертвеннике. Забота о чистоте Престола и Жертвенника является обязанностью диакона (или священника, где нет диакона).
На Престоле должны находиться Св. Антиминс, Евангелие, Крест, Дарохранительница, Св. Миро. На Престоле не следует держать предметов, не требующихся во время богослужения, например: нескольких крестов, Евангелий, лжиц, копий, тарелочек, воз духов, платов. Это все мешает во время служения Литургии и принижает величие и строгость Св. Престола, центра алтарной святыни. Для нетребующихся во время службы священных предметов хорошо иметь небольшой стенной шкафчик.
Необходимо иногда протирать пыль не только на Престоле и Жертвеннике, но и под ними. В алтаре (а если имеется отдельная пономарка, то в ней) должен быть умывальник с мылом и чистым полотенцем. Отдельное чистое полотенце должно быть для вытирания рук духовенства перед совершением проскомидии и после совершения Литургии. Воду после омовения рук священнослужителей, совершавших Литургию, следует выливать в особое чистое место. Следует обратить внимание на то, чтобы уборщики или Сторожа во время богослужения имели опрятный вид (если возможно, следует выдавать спецодежду — сатиновый халат) и не ходили без надобности по храму.
Для наведения порядка во время богослужения (во время причащения, прикладывания к иконе и кресту) необходимо:
Организовать актив из числа наиболее усердных прихожан в помощь старосте;
В те дни, когда бывает за богослужением особенно многолюдно, староста должен приглашать несколько мужчин из числа богомольцев, которые могли бы устранить давку у св. иконы или у св. Чаши, организовать свободный проход, следить за тем, чтобы подходили только с одной стороны и не шли люди навстречу. Детей и слабых стариков следует пропускать минуя толпу;
Староста и церковный актив должны следить за тем, чтобы во время богослужения по храму не ходили нищие, отвлекающие верующих от молитвы, чтобы п храме не раздавали нищим приношение (а только за дверями храма), они должны прекращать разговоры в храме;
Староста и церковный актив должны следить за входными дверями, чтобы не было в дверях давки, когда расходятся богомольцы.
Для сбора с блюдом по церкви нужно стараться выбрать также моменты богослужения, когда читают и поют молитвословия, не требующие особого внимания верующих. За всенощной удобнее всего время сбора — во время чтения кафизм; за Литургией или после прочтения Евангелия, или после «Достойно». Причем, если застанет сборщиков момент Литургии, когда поется «Тебе поем», или «Отче наш», или читается Евангелие, они должны остановиться на том месте, где их застал этот момент. Только после окончания этих важных моментов можно продолжать сбор. Сбор не должен носить характера вымогательства, поэтому следует выпускать за одной службой только один раз со сбором.
Не следует допускать вхождения в алтарь без нужды мирян. По церковному уставу и по практике хороших, известных монастырей И храмов (Троице-Сергиева Лавра, Елоховский Патриарший Собор), в алтаре присутствуют за богослужением только служащие священники и диаконы, а также пономарь. В монастырях даже не служащие иеромонахи должны стоять вне алтаря — на клиросе или в других местах храма. Тем более недопустимо вхождение мирян, не имеющих отношения к службе. Алтарь, как «Святая святых», не должен быть допущен для всех; такой строгий порядок будет поддерживать большое благоговение к Св. Алтарю у мирян. Присутствие постороннего человека рассеивает внимание служащего священника.
Иконы
Нет ни одного храма, ни одного молитвенного дома, которые бы не нуждались в росписи или украшении новыми иконами, или в пополнении иконами для праздничных служб (аналойными), Поэтому вопрос о росписи храмов и снабжении иконами особенно остро стоит в настоящее время. Каждый настоятель старается изыскать свои пути для этого. Многие прибегают к помощи местных художников — изготовителей вывесок, плакатов, людей совершенно не сведущих в правильном иконописании, не владеющих техникой живописи, без художественного таланта, и часто — людей неверующих. К несчастью, многие батюшки и сами не имеют художественного вкуса, и грубая работа, оскорбительная для святыни — искаженные лица, непропорциональные фигуры, резкие краски без всяких полутонов, отсутствие красоты - им не бросается в глаза. А самое главное, живописец подбирается не по качеству исполнения, а по подходящей цене.
Но нам нельзя забывать о том, что иконы — это святыня, перед которой люди молятся и которую лобызают, В древности живописцы постились й молились, приступая к рисованию иконы. Хорошо написанная икона - могучее средство воздействия на душу человека, это - наглядная проповедь христианина, и наоборот: грубо написанная икона, на которую тяжело смотреть верующему человеку, вызывает смех и издевательство у неверующих.
Если настоятель собирается расписать храм, он должен прислать Епархиальному Архиерею образцы работ художника, который будет расписывать храм. Образец должен быть дан для написания самим настоятелем художнику, обязательно церковной живописи; при пересылке Архиерею нарисованной иконы или картины работа должна быть заверена настоятелем в подлинности исполнения ее художником. Только после одобрения Архиерея допускается художник к росписи храма. Если нет возможности найти подходящего художника, нужно просить содействия в этом своего Архиерея.
Не следует бояться расходов по живописи. Лучше приобрести одну-две иконы хорошего письма, чем весь храм обезобразить грубой живописью.
Настоятель обязан заботиться об осмысленности и расстановке и развеске икон, чтобы не допускались в храм иконы плохого письма, чтобы не допускались искусственные цветы, чтобы храм и порядок в нем соответствовали указаниям нашего церковного руководителя Святейшего Патриарха Алексия (за 1946 г. и 1947 г.), и в отдельном издании трудов Святейшего Патриарха (Москва, 1948 г., стр. 231–241).
3. Хозяйственники
Правильно организованный православный приход должен удовлетворять все религиозные нужды своих прихожан. К этому зовет «Положение об управлении Русской Православной Церкви».
Хорошее ведение храма (или молитвенного дома) много зависит от того, как работают члены церковной двадцатки, церковного совета й ревизионной комиссии. А это зависит от правильного распределения обязанностей между ними, и от того, будут ли они усердно исполнять лежащие на них обязанности.
4. О выделке свечей хозяйственным способом и через частные артели
Выделка свечей «хозяйственным способом» (т. е. тайно) недопустима; это преследуется законом, может навлечь на храм непосильный штраф и даже закрытие храма. То же самое должно сказать и относительно пользования услугами частных артелей.
Имеется полная возможность пользоваться свечами епархиальных свечных заводов.
5. О ремонте и строительстве
Вопрос о строительстве, капитальном ремонте или пристройке, а также об устройстве церковных оград и домов для духовенства прежде всего должен получить предварительное благословение Архиерея, а затем должен быть поставлен перед двадцаткой; решение должно быть внесено в протокол собрания двадцатки.
После решения двадцатки приступить к ремонту или строительству следует пригласить инженера или техника из отдела Коммунального хозяйства города (официальное лицо), который должен составить дефектную смету на необходимый материал и сумму расходов (желательно все эти документы в трех экземплярах: первый остается в храме, второй — в Епархиальное Управление и третий — Уполномоченному).
За два месяца до назначенного ремонта или строительства решение двадцатки, план постройки и смета должны быть представлены в Епархиальное Управление для получения разрешения на предпринимаемые работы от Архиерея и для получения его указаний по поводу постройки.
После разрешения Архиерея и внесения изменений, сделанных Архиереем (если таковые будут), решение двадцатки, план постройки и смета должны быть представлены Уполномоченному.
Если не будет возражений со стороны Уполномоченного, по данному строительству, то план обязательно должен быть утвержден в Городском отделе по делам Архитектуры, в бюро текущих изменений. Только по выполнений указанного можно приступать к строительству. Причем, следует строго следить за законностью приобретаемых материалов.
Благочинные должны следить, чтобы все новые строительные работы и капитальные: ремонты молитвенных домов (в том случае, если ремонт предусматривает изменение внешнего вида здания), проходили обязательно узаконенным порядком, с согласия Архиерея, Уполномоченного и Городского отдела по делам архитектуры (бюро текущих изменений).
Не допускается самовольный даже средний ремонт, изменяющий внешний вид храма (например прорубка или заделка окна или двери, установка навеса и проч. без разрешения Архиерея и Уполномоченного).
6. Благочинные
Согласно «Положения об управлении РПЦ» (пункт 39), Благочинный является исполнителем распоряжений Архиерея по епархии и проводником в жизнь тех требований, которые Архиерей предъявляет к духовенству своей Епархии и к другим церковным работникам.
Благочинный должен ставить Архиерея в известность о всех выдающихся событиях в жизни духовенства и приходов, как положительных, так я отрицательных (юбилеи, болезни, события в семье священника, проступки, настроения в приходе). Представления к наградам и сообщения о юбилеях духовных лиц благочинный дает заблаговременно.
Согласно п. 30 «Положения об управлении РПЦ» «благочинный заботится об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей». Это значит, что благочинный совершает богослужений и требы в вакантных приходах либо сам, либо по согласованию с Епархиальным Архиереем и Уполномоченным посылает туда кого-либо из священнослужителей своего благочиния.
Сложнее дело обстоит с обслуживанием верующих, проживающих в селениях, где нет регистрированных молитвенных домов. На основании текста регистрационных справок всякий зарегистрированный священник имеет право по приглашению верующих совершать требу и в тех селениях, где нет регистрированных молитвенных домов, но необходимо особенно в этом вопросе держаться указаний Уполномоченного.
На благочинных возлагаются следующие обязанности по отношению к духовенству и приходам своего благочиния: он посещает все приходы не менее двух раз в год; при своих посещениях он проверяет состояние (чистоту и порядок) храма, алтаря, антиминса, утвари, облачения; немедленно сообщает Архиерею о ветхости антиминса, о нецерковном виде сосудов и проч., об отношении и заботливости местного духовенства и церковного совета к святыне.
Благочинный проверяет наличие двадцатки в каждом приходе и ее полноту.
Благочинный следит за тем, чтобы в приходах его благочиния происходили регулярные заседания церковного совета, посвященные хозяйственно-организационным вопросам приходской жизни (не реже одного раза в две недели), а также заседания двадцатки (не реже одного раза в три месяца). Чтобы эти заседания оформлялись протоколом, и чтобы копии этих протоколов направлялись Епархиальному Управлению — Архиерею и Уполномоченному.
Благочинный следит за содержанием в порядке церковного архива в приходах. Благочинный имеет свой «Архив благочиния», в котором он хранит в порядке все получаемые бумаги и копии отправляемых. Долг благочинного — вести борьбу с самочинно служащими заштатными священниками. Большей частью этим занимаются запрещенные за пьянство или другой порок. Они не признают никаких правил церковных, крестят, венчают и отпевают, нарушая основы церковного чина: крестят без миропомазания или помазуя вместо св. Мира простым маслом, венчают без снятия старого бракоблагословения, отпевают некрещенных, служат Литургии без антиминса. Бывают случаи, когда миряне, в том числе женщины, дерзают совершать обряды и даже таинства по священническому чину.
Благочинный должен выяснить имена таких самочинников в своем благочинии, увидеть их и попытаться усовестить их. Если это не поможет, доложить о них своему Архиерею.
Возникает вопрос, можно ли считать действительными таинства и чины, совершённые самочинниками, то есть лицами, не подчиняющимися местному Архиерею. Полагаю, что они не действительны. Я рассуждаю так: все таинства и священнодействия совершаются от лица Церкви, хотя и отдельными лицами, отдельным священником. Можно сказать, что таинства и другие священнодействия совершает Церковь, а не личность, ибо все священнодействия совершаются Церковной благодатью. Вне Церкви нет благодати. Всякую поместную Церковь возглавляет Епископ, Па Епископа возложена Церковью обязанность преподавать церковную благодать через священников. Поэтому священнослужитель неподчиняющийся Епископу, в совершении священнодействий и вообще не признающий власти Епископской; ставит себя вне церковного порядка, установленного Апостолами. Все совершаемое самочинником, осторожно говоря, сомнительно в отношении благодатной силы. Священнодействие, совершенное без благословения местного Епископа, является нарушением церковного порядка, является молитвенным действием вне Церкви. Мы, говоря с церковной точки зрения, можем утверждать следующее: если православный священник запрещен или лишен сана, то его «культовые» действия лишены благодати, ибо они делаются без благословения Церкви.
Теперь о таинстве крещения.
От древних времен св. Церковь признает крещение, совершенное даже еретиками, если оно совершено во имя Трех лиц Святой Троицы и в три погружения.
Но (по-моему) предполагалось, что эти еретики искренно считали себя членами Церкви Христовой, что они заблуждались искренно. Эти же самочинники не принадлежат ни к какому еретическому или раскольническому обществу, называют себя принадлежащими к Православной Церкви, управляемой русским Патриархом, и в то же время явно противятся указаниям местного Архиерея. Я считаю, что они стоят ниже искренних еретиков и раскольников, потому что они вне всякого религиозного объединения, и руководятся побуждениями только денежного характера.
У нас в Русской Православной Церкви за последние десятилетия стал очень распространен взгляд, что таинство крещения может быть совершено мирянином при всяких условиях. В древней Церкви было иначе. Например св. Василий Великий в своем 1-ом правиле прямо говорит: «Крещенных мирянами древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением». И еще он говорит: «Оггорженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати».
Позднее установилась более мягкая практика. Протоиерей Булгаков ее так определяет:: «Признавая действительность и неповторимость крещения, совершенного мирянином в действительной нужде, Церковь иначе смотрит на те случаи, когда непосвященные лица берут на себя совершение этого таинства или по легкомыслию... или по другим нечистым побуждениям. Тут непризванный совершитель крещения является уже самозванцем, то есть узурпатором Божественной благодати, присутствие которой поэтому не может быть признано и на самом крещении» (Настольная книга для священнослужителей. Стр. 976). Итак, совершение крещения мирянином разрешается только в исключительных случаях, когда ребенок умирает. В Греческой Церкви окрещенный в детстве от мирянина не может быть посвящен в священный сан, так как это крещение считается неполным. К сожалению, у нас в России относятся к этому слишком легко, не строго.
Мирянин, совершивший крещение ради смертного случая, должен предупредить родителей (и даже проследить за выполнением) о том, что они, если ребенок выживет, обязаны снести его в храм, чтобы священник совершил над ним миропомазание. Это - долг совершившего крещение. В этом проявляется церковная сознательность и послушание Церкви.
Но разве держатся этого самочинники? Разве они заботятся о совершении миропомазания? Если они из священников, то они совершают и миропомазание. Какое вещество они употребляют для этого - лучше не спрашивать. Но ведь таинство миропомазания является ниспосланием Духа Святаго на миропомазуемого. Разве священники думают об этом? От начала до конца совершается кощунство.
Итак:
Самочинники не пастыри овцам, а волки, и не входят они Дверью в Церковь (Ин 10:2). Они приходят только для того, чтобы украсть (Ин 10:10),
Нет контроля за их действиями, Церковь или даже иная религиозная организация не отвечает за их действия.
Все священнодействия, а в особенности Крещение в Миропомазание вводят в Церковь; но может ли ввести в Церковь тот, кто и сам находится, быть может, вне Церкви.
И поэтому я полагаю, что не следует считать действительным все, что совершают самочинники.
7. Нравственный уровень духовенства и церковных хработников
А там, где должно быть хорошо, то есть в жизни духовенства, там заметно каждое пятнышко.
Вполне естественно, что верующий народ особенно требовательно и строго смотрит на жизнь духовных лиц: он ждет от духовенства примера доброй жизни и наставления в ней и всегда возмущается, видя какой-либо промах или отступление духовных лиц от своего идеала.
Среди прихожан тоже нередко бывают люди гордые, необузданные, капризные или корыстные; они способны замутить весь приход ради своих корыстных целей или своего самодурства. Иногда хорошие священники умоляют Архиерея перевести их в другой приход, чтобы быть подальше от таких «крикунов». Во всех перечисленных выше нездоровых явлениях жизни духовной духовенства и прихода многое зависит от благочинного. Он должен внимательно следить за поведением духовенства и церковных работников вверенного ему округа.
Все меры должно принять и благочинному, и членам причта, чтобы изжить в корне немирные отношения среди членов причта и между церковным советом и настоятелем.
Жизнь и поведение священника должны быть образцом для верующих. Грубые ошибки даже православных мирян, близких к церковному делу, а тем более священнослужителей — вину за все эти ошибки народ по недопониманию переносит с людей на самую веру.
Кроме этого, священнослужителю надо знать Слово Божие, вдумываться в него и возгревать в себе теплоту личной келейной молитвы и глубокой искренней веры.
Особенно важно для священнослужителя не опускать и не сокращать правило перед служением Литургии. Нужно приложить всю заботливость к тому, чтобы семейный шум прекращался во время подготовки священника к Литургии и к проповеди.
Внешний вид священника
Поскольку верующие обращают внимание на наружный вид священника и диакона и оказывают уважение и даже особое доверие к священнослужителю «древнего образца», в отношении волос и одежды, нужно держаться веками установленного обычая и иметь вид, присущий духовному лицу.
15 декабря 1953 г.